СЛОВО О КОМАНДИРЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Но Бики не захотел ждать и, думая, что мы не видим эти корабли, покинул строй и пошел в атаку. Я приказал ему вернуться сигнальными огнями. Луна осветила нос и трубы, которые могли принадлежать только французскому эскадренному миноносцу. Очевидно, его сигнал не поняли. Когда мы возвратились, в адмиралтействе меня спросили, видели ли нас немецкие подводные лодки, которые атаковали французский конвой. Немецкая подводная лодка была замечена в Бискайском заливе, и нам дали приказ выйти в море и найти ее. Полагали, что она должна быть на поверхности и мы увидим ее первыми. Это была безрассудная тактика. Если вы хотите охотиться на субмарину, то необходимо погрузиться под воду, иначе из охотника вы превратитесь в жертву. Мы столкнулись с одним из вспомогательных противолодочных кораблей, опознанным как наш собственный. Мы запустили опознавательные ракеты, но экипаж корабля состоял, вероятно, из малоопытных моряков, к тому же жаждавших крови. Не обращая внимания на сигнальные огни, они двинулись на нас. Когда мы вернулись на базу, я спросил Билла Кинга, как им удалось набрать скорость и почему он постоянно задерживал нас, ссылаясь на неисправности двигателя. Он сказал, что вызвал механика на мостик и показывал, что произойдет, если тот, вернувшись в машинное отделение, не увеличит обороты. Главный механик, как оказалось, не ударил в грязь лицом. Субмарин боялись все, и нередко им больше угрожали свои собственные корабли и самолеты, а не силы противника. Примерно в одно время с теми событиями, о которых я рассказываю, наша лодка, возвращавшаяся в базу из Северного моря, послала сигнал: Подводная лодка — враг для всех, и не только наземные службы и самолеты ошибались в определении ее принадлежности. Трагедия свершилась из-за грубой ошибки, когда одна из наших субмарин, не опознав свою же подлодку, торпедировала ее и пустила на дно со всем экипажем. Патрульный корабль в Средиземноморье сообщил на Мальту о потоплении немецкой подводной лодки. Вскоре с этого же корабля поступило донесение: Слева я, тогда капитан 3 ранга, командир подводной лодки С Все на флоте знали, что Головко лично принимает на причале доклады командиров о выполнении боевой задачи. Не однажды и нашу С он встречал. Но в этот раз у командующего был особый повод. Я доложил, что лучшая характеристика оружию - обстоятельства уничтожения гитлеровского транспорта "Дессау".

Такой тактический прием, позволявший организовать эффективное взаимодействие разнородных сил флота, уже прочно вошел в практику североморцев. Ночью, когда экипаж был занят зарядкой аккумуляторной батареи, радист доложил, что получены данные от самолета-разведчика: Вместе со штурманом старшим лейтенантом Мараевым определил, что удобнее всего перехватить противника в районе мыса Слетнес. На глубине 80 метров мы преодолели минное поле, прикрывавшее с моря подходы к вероятному пути гитлеровского каравана, и в 6 часов в перископ я увидел вражеский конвой. Он шел строем кильватерной колонны. О том, подведут ли новые торпеды, я не думал. В высоких достоинствах нашего оружия мы убеждались не раз.

Глава XI. Командир атомной подводной лодки

К тому же я знал, что торпедисты во главе с командиром БЧ-3 старшим лейтенантом Ю. Стратилатовым заботливо обслуживали "новинки", поддерживая напряжение в электрических батареях на верхнем пределе. Примерно на дистанции кабельтовых от головного корабля пересекли курс ордера, чтобы по створу мачт уточнить его курс. Затем сблизились и произвели четырехторпедный залп с 10 кабельтовых. Прежние торпеды всегда чертили отчетливые следы на водной поверхности. Заметив их, противник порой успевал уклониться, а затем атаковывал подводную лодку. На сей раз все было по-другому. Конвой продолжал следовать прежним курсом, ничего не замечая. Спустя короткое время раздались два мощных взрыва. Потопленным оказался немецкий транспорт "Дессау" водоизмещением 6 тысяч тонн. С стремительно погрузилась, но против обыкновения нас никто не преследовал, не забрасывал глубинными бомбами. Видимо, гитлеровцы не знали о появлении у нас электрических торпед и полагали, что наткнулись на мины. А мне до сих пор памятно то замечательное чаепитие, те короткие и точные, как доклады, рассказы, приправленные соленым флотским юморком. Капитан 1 ранга В. Чернавина по случаю дня подводника. Грешилов на подобные встречи приходил всегда со своим трюмным старшим матросом Александром Моруховым, на форменке которого тоже сияла Золотая Звезда Героя Советского Союза. Тот осенний поход сорок второго года спаял их - командира и матроса - на всю оставшуюся жизнь. Но тут появились самолеты противника. Субмарина ушла на глубину с неожиданной легкостью. Она уже проскочила свою рабочую глубину, Грешилов отдал боцману приказ держать корабль на сорока пяти метрах, но лодка продолжала стремительно погружаться. Вот уже и предельная отметка осталась за стрелкой глубиномера Творчества было крайне мало. Виной всему сложившаяся система, прекрасно описанная английским публицистом Сирилом. Преимущества данного кандидата перед другими. Руководят ею старшие по званию и более опытные моряки того же профессионального профиля. Курс длится месяцев по 12 часов занятий в сутки. Он включает изучение всех систем и механизмов корабля с последующей сдачей зачетов. Отрабатывается взаимозаменяемость личного состава на боевых постах. Каждый член экипажа должен быть готов профессионально действовать на том боевом посту, где его застал сигнал аварийной или боевой тревоги. В этом залог живучести лодки. Общая продолжительность формирования специалиста-подводника в США составляет ,5 года. Операторы реакторной установки, ракетчики, электронщики готовятся в течение двух лет на курсах при университете.

Эх, недаром древние пили за живых, за мертвых и за тех, кто в море. Помяните и нас там, в Полярном! В шестом — гудят гребные электромоторы, там ходовые станции под напряжением… Туда соленой воды плеснуть — все равно, что бензином тлеющие угли окатить. Вот только пожара до полной беды не хватало! А корпус лодки звенел, будто по нему хлестали бичами. Хлестали, только не бичами, а импульсами гидролокаторов. Шумков попытался вырваться из нее на жалких остатках энергозапаса. Дергался вправо, влево, менял глубины — куда там. Что-что, а электроника у американцев классная. Сталь стонала под ударами посылок. Виски от них ныли…. Чтобы хватило электричества на рывок, командир приказал выключить электроплиты камбуза и сократить освещение в отсеках до предела. В душной жаркой полутьме застыли у приборов и экранов тени растелешенных до трусов людей с полотенцами на шее. Удивить американцев мы могли только одним: Что мы и сделали…. Эсминцы-охотники и в самом деле этого не ожидали. Полуживая рыбина вырвалась из сети гидролокаторных лучей и на пределе сил вышла из зоны слежения. Б уходила от преследователей со скоростью… пешехода. Старая и порядком истощенная батарея, которую не успели сменить перед походом, выжимала из своих пластин последние ампер-часы. Забрезжившая было надежда на успешный исход поединка снова стала меркнуть, едва акустик бросил в микрофон упавшим голосом:. Шумков сник — сейчас снова накроют. В воздух были подняты все палубные самолеты и вертолеты. Эсминцы строем фронта бороздили квадрат за квадратом. Искали всей мощью поисковой радиоэлектроники — под водой и над водой. А скорость Б упала до полутора узлов. Дряхлый старец тащится быстрее. Если замрет самый слабосильный мотор экономхода, то лодку просто не удержать на глубине — начнет тонуть. Шумков оглядел мокрые, изможденные лица своих людей, заросшие черной щетиной. Четвертые сутки они дышали не воздухом даже — чудовищным аэрозолем из паров соляра, гидравлики, серной кислоты, сурьмянистого водорода и прочих аккумуляторных газов. Эта адская взвесь разъедала не то что легкие — поролоновые обрезки, которыми были набиты подушки. Шумков не сомневался, что его экипаж дышал бы этим ядом и пятые, и шестые, и седьмые сутки, если бы позволял запас энергии для подводного хода. Но он иссяк раньше, чем человеческие силы.

как назначают командира подводной лодки

Американские вертолетчики, зависнув над морем, с замиранием сердца следили, как в прозрачной синеве водной толщи смутно забрезжило длинное тело черного чудища. Первыми вынырнули змееголовый нос и фас узколобой глазастой рубки. Без дизелей подводники не могли даже продуть остаток балласта. Сгрудившись у лееров, американские моряки в белых тропических шортах и панамках побрасывали в рот поп-корн и с интересом разглядывали полуголых, в синих разводах людей, которые жадно хватали ртами свежий воздух. Откуда им было знать после своих настуженных кондиционерами кают и кубриков, из какого пекла вырвались эти доходяги? В Москву полетела неслыханная, немыслимая, убийственная шифрограмма: Имею неисправные дизели и полностью разряженную батарею. Пытаюсь отремонтировать один из дизелей. Этот текст радиотелеграфисты выбрасывали в эфир 17 раз. Американцы забивали канал связи помехами. Да потому, что в темноте им было бы легче скрыть факт тарана На свету же увидели бы многие…. Мы же лежали в дрейфе — ни отвернуть, ни уклониться. Я стоял на мостике. Метров за тридцать корабль резко отвернул в сторону — нас обдало отбойной волной. Он покачивался от нас в полста метрах. Я хорошо видел его командира — рыжего, в отглаженной белой рубашке, с трубкой в руке. Он смотрел на меня сверху вниз — мостик эсминца выше лодочной рубки. Вале Савицкому было еще хуже. Он хорошо помнил те дни. Ведь всего каких-то двадцать лет назад в этих же самых водах действовали германские подводные лодки. Однако никакой ненависти к вашим морякам мы не испытывали. Все понимали, что это продолжение большой политики иными средствами. Никто не хотел большой войны, да еще с русскими. Такая же грампластинка была на лодке и Шумкова Никто не хотел воевать.. Спаси и сохрани наши дизеля! А о душах мы сами позаботимся.. На больших океанских подводных лодках го проекта стояли три дизеля, три линии вала, три винта Один скиснет, есть еще два, на худой конец, и на одном управиться можно. Тут попахивало мистикой Бермудского треугольника, на южных границах которого и крейсировала Б А точнее, халтурой рабочих Коломенского завода, по вине которых треснули приводные шестерни.

Запасные детали такого рода в бортовой комплект не входили. Их даже не оказалось потом на складах Северного флота Вышедшие из строя дизели подлежали только заводскому ремонту. Для капитана 2-го ранга Шумкова это был приговор судьбы. Из Москвы пришел приказ — возвращаться домой, идти в точку встречи с буксиром. Однако через год я снова туда вернулся — на атомном ракетоносце К Николай Александрович Шумков, капитан 1-го ранга в отставке, живет в однокомнатной квартире вдвоем с женой. На книжной полке — модель подводной лодки. На настенном ковре — икона Николая Чудотворца, покровителя моряков. Конечно, я мог уничтожить своей ядерной торпедой американский авианосец. Но что бы потом стало с Россией? Вооружались на суше, море, в небе и под водой. Хрущев выкрикнул эти слова, ставшие девизом холодной войны, в эйфории от самого мощного за всю историю цивилизации взрыва, который произвели советские специалисты. Тогда, 30 октября года над Новой Землей вспыхнуло на полторы минуты Новое Солнце — термоядерное, мощностью в 50 мегатонн тротилового эквивалента.

как назначают командира подводной лодки

Этот факт можно было бы считать красноречивым итогом холодной войны, если бы в тот год, когда Хрущев-младший давал свою клятву на верность Соединенным Штатам Америки, полторы сотни молодых его бывших соотечественников не отправились в калужские леса на поиски обломков самолета, в котором погиб в войну старший лейтенант Леонид Хрущев — старший брат новоиспеченного американца. Я видел обрывок его шлемофона, который вместе с осколками пилотского фонаря принес в редакцию поисковик Вадим Чернобров. По иронии судьбы, останки Леонида Хрущева опознали именно по шлемофону, сделанному в США из превосходного американского шеврета. Братья Хрущевы… Братья Кеннеди… Выпущенные пули. Карибская коррида, в которой, по счастью, не пролилась кровь ни быков, ни матадоров, ни зрителей поневоле. Тем убедительнее они звучат…. Через несколько суток участь шумковской лодки разделила и Б, которой командовал бывалый подводник, капитан 2-го ранга Алексей Дубивко. Б почти что прорвалась в Карибское море. Она уже вошла в пролив Кайкос — главные ворота в гряде Багамских островов, разделяющих Саргассово и Карибские моря. Однако неожиданное распоряжение Главного штаба заставило ее выйти из пролива и занять позицию поодаль. Все было почти что так, как у Шумкова. В помощи не нуждаюсь. Именно для этого маячил невдалеке железный айсберг авианосца, с которого то и дело взлетали вертолеты, чтобы эскортировать русскую подлодку с воздуха. Причина такой сверхплотной опеки скоро выяснилась — радиоразведчик принес командиру бланк с расшифровкой перехвата. Это было личное распоряжение президента Кеннеди командиру поисковой авианосной группы: Тем временем все три дизеля исправно били зарядку разряженных аккумуляторов. Нет худа без добра: Главная роль в нем отводилась гидроакустикам. А пока, развернув нос лодки в направлении Кубы, Дубивко выжидал. Выжидал очередной смены воздушных конвоиров. Никогда еще лодки не погружались столь стремительно. Уйдя за считаные секунды на глубину, Дубивко круто изменил курс и поднырнул под флагманский эсминец Затем спикировал на двести метров вниз и на полном ходу, описав полукруг, лег на обратный курс — прочь от Кубы. Все это время гидроакустики, включив излучатели на предельную мощь, слепили экраны своих коллег-противников на эсминце. Душераздирающий рев моторов, снопы мощных прожекторов оглушили и ослепили всех, кто стоял на мостике. В следующую секунду из-под крыльев самолета вырвались огненные трассы, которые вспороли море по курсу Б Не успели опасть фонтаны поднятой снарядами воды, как с правого борта пронесся на высоте поднятого перископа второй штурмовик, подкрепив прожекторную атаку пушечной очередью по гребням волн.

Подготовка советских подводных лодок к боевым действиям в 1950-х годах

Намерения у них были самые серьезные. Вот когда Савицкий искренне пожалел, что на лодки го проекта перестали ставить пушки. В ружейной пирамиде второго отсека хранились лишь несколько карабинов для верхней вахты да с десяток офицерских пистолетов. Если бы с эсминцев перескочили на корпус абордажные группы, нечем было достойно их встретить. Ваши действия ведут к опасным последствиям! С антенны Б срывалась одна и та же шифровка, адресованная в Москву: В эфире вовсю молотили глушилки. Только с сорок восьмой попытки! Малым ходом, ведя форсированную зарядку батареи, затравленная субмарина упрямо двигалась на запад. Весь день эсминцы-конвоиры мастерски давили на психику: Но время работало на подводников, точнее, на их аккумуляторную батарею, чьи элементы с каждым часом зарядки наливались электрической силой. Понятно, зачем такая куча начальственного народа набилась в лодку на выполнение столь ответственной задачи: И вот — неудача. Командиром лодки был тогда очень молодой командир капитан второго ранга Сергей Егоров. Это был первый в мире залп 16 межконтинентальных баллистических ракет в истории подводных ракетоносцев. При этом на борту был самый минимум "проверяющих" и "обеспечивающих". Мой товарищ, участвовавший в операции "Бегемот-2", рассказывал потом: И успех "Бегемота-2" был великолепен! Говорят, лично главный конструктор кораблей этого проекта, Сергей Никитич Ковалев, жестко потребовал от Главкома ВФМ резко ограничить на корабле число людей в "больших погонах". Вот все и удалось. Кстати, именно с тех пор количество "старших на борту" во время выхода российских лодок в море стало неуклонно сокращаться. Командирам стали больше доверять. Правда, и спрос с них стал более строгий, чем даже во времена СССР, когда к подготовке командиров и экипажей подходили тоже очень жестко. Сейчас командир при сдаче зачетов на самостоятельное управление кораблем обязан досконально лично знать устройство всех без исключения систем и механизмов огромного корабля, принципы их работы, знать лично всех без исключения членов экипажа, вплоть до их имени-отчества, места и года рождения, особенностей семейного положения и так далее. Морально-психологическая подготовка командиров сейчас тоже проходит на самом высочайшем уровне с применением самых новейших научных разработок. Со мной, конечно, некоторые могут не согласиться в каких-то частностях… Но факт остается фактом — российское подводное командирство явно молодеет! Читайте самое интересное в рубрике " Общество ". Настойчиво добивается высокого качества и полноты выполнения планов боевой подготовки. Наилучших результатов достиг в работе по совершенствованию системы планирования и контроля боевой подготовки.

  • Делаем лодку под мотор из фанеры
  • Ловим окуня руками
  • Магазины для рыбалки в борисове
  • Рыболовные ящики plano 7771 00
  • Однако недостаточно внимания уделяет качеству оформления и ведения корабельных документов; совершенствованию знаний по вопросам кораблевождения. Участвовал в трёх дальних морских походах на боевую службу, в одном из них - в должности помощника командира, в двух - в должности командира группы и командира боевой частя. В году наплавал в море 32 суток.

    как назначают командира подводной лодки

    Службу в Военно-морском флоте считает главным делом жизни - является примером выполнения воинского долга. Глубоко изучает запросы личного состава, обстановку в подразделениях, всегда знает истинное положение дел. Высокую требовательность к подчинённым сочетает с постоянной заботой о них. В воспитательной работе широко использует боевой опыт флота, славные традиции советских моряков Принципиальность и чуткость, готовность всегда прийти на помощь завоевали доверие и высокий авторитет у всего личного состава корабля. Способен критически оценивать свою деятельность. Критические замечания воспринимает болезненно, однако делает правильные выводы и принимает решительные меры для устранения недостатков. К исполнению своих обязанностей подходит творчески, проявляя разумную инициативу и находчивость, тесно увязывая деятельность личного состав с задачами, стоящими перед кораблём. На корабле проведена большая работа по повышению его боеготовности и укреплению воинской дисциплины, совершенствованию организации борьбы за живучесть. Снижено нормативное время приготовления корабля к бою и походу, исключены предпосылки к аварийности техники. Курсовые задачи сданы с хорошими оценками. Все виды запасов на корабле по нормам боевой готовности поддерживаются в соответствии с установленными нормами. Значительно возрос уровень профессиональной подготовки: Всегда собран, требователен к себе.

    как назначают командира подводной лодки

    Обладает высокой работоспособностью, способен создать деловую обстановку, настроить и повести подчинённых на безусловное выполнение поставленной задачи. Всегда находит главное звено в работе, не упуская из вида второстепенные вопросы. Способен наводить и поддерживать строгий уставной порядок на корабле. При этом строго руководствуется требованиями советских законов и воинских уставов. Свои мнения выражает грамотно и кратко. Отношения в семье здоровые. В работе с секретными документами аккуратен. КПСС и Советскому правительству предан. Политически грамотный, идейно убеждённый офицер с высоким уровнем политической подготовки. Срок обучения в то время составлял шесть месяцев. Им также читались курсы: Преподавали представители фирм-строителей и поставщиков оборудования. Все офицеры ВМС США, будущие атомщики, проходили шестимесячную подготовку на офицерских курсах в Нью-Лондоне или Мэр-Айленде, причем при поступлении требовалось знание математики и физики в объеме первых двух курсов университета. Программа обучения здесь рассчитана на четыре года. Служить на флоте - большая честь для каждого, ведь пять президентов страны были флотскими офицерами - Д. Разрешено служить на флоте на офицерских должностях и женщинам. Командиры кораблей флота США - продукт тщательной, многолетней селекции около человек. Пусть на командирский мостик обязательно предполагает прохождение профессиональной переподготовки, чередование службы на берегу и кораблях, причем служба в море раза в три продолжительнее, чем на берегу. Даже я застал "Взрыв атомной бомбы на полубаке", будучи на практике на КР. Только палубу надраили как паркет деревянная и бац мордой лица в лужи "ногами к взрыву"! Интересно а что после всех реформ стало?. А то был пробел х в практике.